Листая семейный альбом

By lm

Юбиляр Леонид Михайлов (член правления Tallinna Trammi ja Trollibussikoondise AS), которому 16 августа исполняется 55 лет, знает своих предков до 15 века.

Родословная карта Леонида Алексеевича Михайлова.


- Иногда русских в Эстонии называют Иванами, не помнящими родства. Зная твое увлечение своим генеалогическим древом, хотелось бы услышать твои суждения на сей счет.

- Я всегда был любознательным, хотя с годами к некоторым вещам и утратил любопытство. Последние 15 лет интересовался историей нашего рода. Родословная оказалась настолько содержательной, что по ней можно изучать историю государств. По материнской линии у меня причудские корни. Моя мама, Елена Беззубова, родилась недалеко от Муствеэ в деревне Рая. Перед войной, в поисках работы, она уехала из Причудья в Таллинн. Ее родители также родились в Раюше. Мой дед, Ермолай Беззубов, был строителем, в 1948-1950 гг. работал председателем Муствеэского горисполкома. Бабушка, Анастасия Яковлевна, в 1920-е годы была учительницей в Раюшском начальном училище. В Раюше жили также мой прапрапрадед, Валкский мещанин Василий Никитин Щербаков и приехавший из Сыренца прадед Яков Павлов Махов. Последний торговал лесом. У него была баржа, лодьи, мельница. Долгое время он был старостой православной Черновской Николаевской церкви. Его имя в числе других жертвователей отлито на церковном колоколе. В 1931 г. он был награжден орденом Платона 3 степени. На Муствеэском кладбище, близ деревни Рая, сохранился обнесенный чугунной оградой фамильный склеп Щербаковых и Маховых с мраморным надгробным памятником. Мои прямые родственники жили в нескольких деревнях Причудья не менее восьми поколений. 

Прапрапрапрадед, крестьянин Стефан Трофимов, жил в деревне Пухари, а прапрапрапрадед Трофим Филипов был вольным земледельцем деревни Скамьи. Село Черное (Муствеэ) было родиной моего прапрапрапрадеда, крестьянина Алексея Александрова Сумина, и прапрапрабабушки Анны Ильиной. Прапрапрадед, крестьянин Григорий Иванов Шивалов, был родом из деревни Ременника. Прапрадед Яков Исаков Бородкин был Дерптским мещанином деревни Носовой. Мои прапрародители «деревни Кикита Дерптский мещанин Никита Дмитриев двадцати трех лет и деревни Тихотки Валкского мещанина Архиппа Феодулова дочь девка Марфа осьмнадцати лет, оба православного вероисповедания, были венчаны первым законным браком» в Черносельской Скорбященской церкви священником Алексеем Лекаревым в 1853 году. 

Но мои самые известные и зажиточные предки по материнской линии проживали в селе Сыренце (Васкнарве). Там пустил свои корни прапрапрапрапрадед Михаил Игнатов. Его сын, Фаддей Михайлов, стал носителем фамилии Махов. В летописи Ильинской церкви села Сыренца описаны случаи исцелений от чудодейственной иконы Успения Богоматери и источника в Куремяэ. В числе первых исцелившихся отмечена и моя прапрапрабабушка Марина Трофимова, жена сыренецкого крестьянина Стефана Фаддеева Махова. Она «долго не могла владеть ногой, а как отслужила молебен и омыла ногу водою, освященною в ключевом источнике в Пюхтицах, нога вскоре поправилась». Маховы были в родстве с Абрамовыми. Мой прапрапрадед Николай Петров Абрамов был в 1867 г. попечителем-строителем нового каменного трехпрестольного Сыренецкого православного храма во имя Св. Пророка Ильи. Вместе с братом Андреем они были владельцами пассажирского парохода «Александр», совершавшего в последнем десятилетии 19-го столетия рейсы между Дерптом и Псковом. Абрамовым и Маховым принадлежали самые красивые каменные дома в Сыренце, кожевенные заводы, снетковые печи, лодьи, пароходы, моторные лодки. 

Маховы и Абрамовы неоднократно избирались старостами Ильинской церкви, делали многочисленные пожертвования. У них в доме останавливались православные епископы. В 1878 г. часовня в честь Успения Божией Матери в Пюхтице была возобновлена и украшена на иждивение Абрамовых. На их же средства была построена и каменная часовня на главной улице Сыренца. В 1889 г. риза иконы Успения Божией Матери была поновлена, позолочена и украшена множеством жемчугов и бриллиантами везенбергским купцом П. А. Несторовым и старостой Сыренецкой церкви И. А. Абрамовым. В 1892 г. обывательница села Сыренца Анна Иванова Абрамова, урожденная Махова, преподнесла в дар Сыренецкой церкви серебряное облачение для престола с изящной филигранной работой Византийского стиля стоимостью 15 тысяч рублей, за что получила благословение Святейшего Синода и Священную Библию. 

В 1905 г. Император Николай П возвел в сословие почетных потомственных граждан купца второй гильдии Н. Н. Абрамова. В начале 20 столетия В. П. Махов был старшиной Сыренецкой волости. Многие Абрамовы и Маховы имели церковные и правительственные награды. Не случайно все они похоронены на церковном кладбище, где и сегодня стоят установленные в их память старинные мраморные надгробные памятники. Известно также, что при строительстве нового пограничного кордона в Васкнарве был сохранен фасад кирпичного дома Абрамовых, построенного в 19-ом столетии. Это единственный хотя бы частично сохраненный жилой дом, памятник архитектуры, в этой деревне. Мне представляется, что на основе обширных сведений о маминой родне можно писать научные диссертации по истории русских в Эстонии. По отцовской линии я - потомок российских дворян. У них были свои дворянские гербы. 

albom1

Моя прапрапрапрапрабабушка Ерета (после принятия православия – Марья) была шведкой, другая прапрапрабабушка – немкой, прадед Ханс Терас был эстонцем, а прапрабабушка София Рыпинска была полькой. Остальные предки были русскими. Этнический состав моей крови представляет сложный коктейль: я на 71,1% русский, на 12,5% эстонец, на 12,5% поляк, на 3,1% немец и на 0,8% швед.

- Как далеко уходят твои познания своей родословной?

- По материнской линии на 8 колен назад, а по отцовской одна ветвь известна до 15 века, а другая предположительно до 13 века.

- Что для тебя послужило толчком к изучению своей родословной?

- Я всегда интересовался своими корнями, но времени заняться этим основательно не хватало. У меня умер отец, и на кладбище ко мне подошла родственница и спросила: «А ты знаешь свою родню по отцовской линии»? Я ответил, что папа мне о некоторых рассказывал. Родственница дала мне телефоны моих питерских родных, и я в скором времени предпринял поездку в Петербург. Там и нашел своих предков - дворян.

albom3

- Кем же были твои дворянские предки?

 - Мужчины были в основном военными и государственными служащими. Царь жаловал дворянам вотчины с людьми. Когда шла война, они составляли дворянскую конницу и защищали Отечество. Мои предки по прабабушке Полозовы были записаны на государеву службу по Костроме. В 1596 г. у моего прапрапрапрапрапрапрапрапрапрадеда Кирила Полозова была вотчина в селе Никольском на реке Насоти вместе с церковью Николая Чудотворца. Его внук, Иван Полозов, имел оклад на Москве в 16 рублей и должен был в 1649 г. «…по указу цареву Алексея Михайловича явиться на коне с саблею да пара пистолей, да карабин, да человек на мерине с саблею с простым конем, да человек в ношу с пищалью». Прапрапрапрапрапрадед, полковник Семен Полозов, в 1726 г. имел 87 душ крестьян. Прапрадед Николай Полозов был военным топографом и до революции служил в Петербурге в чине статского советника Генерального Штаба. Не менее известны мои дворянские предки по мужской линии Пяткины, которые тоже имели свой герб. Василий Гаврилов сын Пяткин участвовал во всех основных сражениях Отечественной войны 1812 г. В звании дежурного штаб-офицера при корпусном командире генерале Раевском «распоряжал по приказанию его войсками и посылаем был в самые опасные места». В 1816 г. он командовал 49 Егерским полком, в 1821 г. произведен в генерал-майоры. В 1831-1834 гг. был губернатором Астраханской губернии. Василий Пяткин был полным Анненским кавалером, имел золотую шпагу «За храбрость» и Прусский орден «За достоинство».

albom4

- Есть ли у вашего рода семейные предания или легенды?

- Мои петербургские родственники рассказали об известной им истории происхождения фамилии Пяткин. Наш пращур был у царя Василия Темного любимым стременным, который помогал царю забираться на коня. Поскольку он держал при этом царя за пятку, то и получил такую фамилию. Я сам склонен предполагать, что фамилия Пяткин - это более поздняя форма фамилии Пятой.

Борис Пяткин, прадед Леонида Михайлова

Прозвище Пятой, которое становилось впоследствии фамилией, давали в старину пятому сыну. И тогда родословная может замкнуться на Черниговского боярина Федора Бяконта, который после нашествия татар, в начале 13 столетия, перебрался в Москву и стал там наместником во время правления Ивана Калиты. У него и было пятеро сыновей, причем, старшой Алферий стал впоследствии Митрополитом Московским Алексием. Повод для таких предположений дает и схожесть гербов Пяткина и потомков Бяконта. 

- То есть, не исключено, что у вас в роду были святые?

- Все может быть. К сожалению, не все документы сохранены и имеются в российских архивах. Особенно это касается периодов татарского нашествия. Поэтому и приходится допускать некоторые взаимосвязи предположительно, с определенной степенью вероятности.

- Ваши именитые предки по мужской линии носили фамилию Пяткин, а ты – Михайлов?

 - Дело в том, что моя прабабушка, вышла в 1914 г. второй раз замуж за артиллерийского офицера, тоже дворянина, С. Михайлова. И мой дед, урожденный Пяткин, с 10 лет стал носить новую фамилию мамы. После революции они эмигрировали из России в Эстонию. Записи об этом сохранились в архиве на Пярну мнт. 67.

- Каковы твои планы на будущее?

 – Хочу написать несколько книг. Надеюсь, что первая из них, о Причудье, выйдет уже в будущем году. 

Диана Кинг